Мой Ижевск!












| Вход

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [36]
Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Материалы к экскурсии "Генеральский дом. Вокруг и около"

В 1907 г. благодарные ижевцы поставили Дерябину памятник в честь 100-летнего юбилея оружейного завода. Заводской художник-любитель И. Н. Ситников изготовил модель для отливки бюста, используя единственный сохранившийся профильный портрет А.Ф. Дерябина. Это первый на территории Удмуртии скульптурный портретный монумент. В 50-е годы памятник был тактично дополнен столбиками с цепями и стилизованными фонарями. А.Ф. Дерябин родился в 1770 году в Приуральском селе Дерябинское в семье сельского диакона. После окончания курса в Тобольской духовной семинарии он не пошел по стопам отца, а отправился в Петербург, где поступил в горное училище. Этому-то человеку и было поручено наладить оружейное производство. Соратником инженера, воплотившим в камне его наметки, стал заводской архитектор Семен Емельянович Дудин. Уроженец Петербурга, сын крепостного, выпускник Академии художеств, Дудин несколько лет провел в Италии, где совершенствовался в искусстве. По возвращении из Италии, Дудин был направлен на строительство Ижевского оружейного завода.

            Прямо перед нами - главное произведение зодчества в истории старого Ижевска - детище Дудина - главный корпус оружейного завода. Сооружен из 8 миллионов кирпичей. Длина его - 350 м, высота башни - 50 м. Построен корпус в 1811-1815 гг. Корпус стал сердцем города-завода. Поставили его на болоте и более полутора веков он испытывал непрерывную вибрацию от водяных колес, паровых машин, турбин, станков.

            Очень выразительно акцентирована центральная часть здания: торжественная колоннада из 10 мощных полукруглых пилястр поддерживает богато профилированный антаблемент и двухъярусный аттик, служащий подножием стройной круглой башни, которая увенчивает все здание и придает ему законченный вид. Изящная по силуэту башня состоит из 3-х поставленных друг на друга, уменьшающихся в диаметре объемов. Башня завершается высоким шпилем в виде дорической колонны. Это единственное в истории мирового зодчества здание, увенчанное не куполом или шпилем, а триумфальной колонной. В нижнем массивном ярусе башни прорезаны высокие проемы-звоны, в которых помещаются колокола заводских часов-курантов. Вес колоколов от 16 фунтов до 8 пудов. Башня служила часозвоней. Под мелодию курантов рабочие спешили затемно по мастерским. Главные часы сделаны немецким мастером Христианом Шиотцем.

            На башне была установлена вырезанная из отборного дуба арматура, которая представляет композицию из склоненных вражеских трофеев: знамен, оружия, одноглавых французских орлов. А попирает эти трофеи мощная семиметровая колонна с золоченным шаром-державой, в который вцеплялся когтистыми лапами двуглавый орел - символ российской государственности. В 1919 году рабочие сняли с башни ненавистную им эмблему. Железный хищник был отвезен на пароходе на середину пруда и под торжественное пение революционных песен потоплен в воде. Колонна же утратила необходимую ей зрительную нагрузку и идейный противовес трофеям. Вместо деревянной арматуры сейчас мы с вами видим железную. Во время сильного пожара еще в XIX веке сгорели все деревянные части здания. В результате реставрации (1836-1837) здание приняло тот вид, который в основном сохранился до наших дней.

Созданный Дудиным и Дерябиным заводской корпус оказался первым в России многоэтажным промышленным зданием с новаторской организацией технологического процесса по вертикали: от самых грубых операций внизу до наиболее тонких вверху. Все главное для города концентрировалось в заводском корпусе. Под башней действовала школа, здесь был открыт первый в городе музей, затем и первая бесплатная рабочая читальня, а с начала нашего века - первый рабочий театр. Сами рабочие ставили «Мещан» Горького, «Власть тьмы» Л. Толстого. Одним словом, залы под башней были для оружейников не только рабочим местом, но и своего рода культурным центром.

 

 

Перед зданием денежной кладовой в 1852 г. в день Архангела Михаила ижевцы воздвигли триумфальную колонну в честь генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича Романова. Он был начальником всей российской военной промышленности, а, следовательно, и шефом Ижевского оружейного завода. Автором проекта колонны был заводской архитектор И.Т. Коковихин. Ижевская чугунная колонна, наверху которой стоял бронзовый ангел с крестом в руках, уменьшенная копия Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. В 1920-е годы ее разрушили, а 4 ноября 2007 г., в День государственности Удмуртской Республики, Михайловская колонна была торжественно восстановлена. Общая высота колонны 19 метров. Облицовка тела колонны выполнена ярусами, каждый состоит из трех 120-градусных сегментов. На высоте 3 метров после постамента колонна уходит на конус, диаметр меняется с 1,6 м на 1,3 метра. Вес одного сегмента от 140 до 180 кг. Последний, десятый ярус — цельный, весом около 3 тонн, на него установлена бронзовая фигура ангела весом 4,5 тонны. Также из трех сегментов выполнена база колонны в форме кольца. Все элементы, включая облицовку постамента и пьедестала (за исключением верхнего яруса колонны), закреплены по немецкой технологии: сухим способом, на анкерах, без применения раствора.

 

В 1820-24 гг. в центре площади был сооружен Александро-Невский собор. За основу был взят проект Андреевского собора в Кронштадте, сооруженного великим русским зодчим Захаровым. Проект был слегка изменен С.Е. Дудиным, который вместо гранитных плит и ступеней, белокаменных капителей и баз у колонн применил чугунные, отливавшиеся здесь же на заводе. Собору присущи типичные черты классического стиля: строгие пропорции основных объемов, простота и ясность линий, торжественные шестиконечные портики входов.

Андреевский собор в Кронштадте не сохранился, в связи с этим ценность нашего, Алексанро-Невского собора, возрастает. Много людей различного звания и сословия перебывало в стенах собора. Когда-то ее посетил император Александр I, а затем, спустя десятилетие наследник престола Александр II, в его свите находился знаменитый русский поэт Василий Андреевич Жуковский.

 

 

Рядом с собором мрачновато сегодня смотрится здание Дворца культуры машиностроителей. Оно перестроено из здания клуба Октябрьской революции. Именно в КОРе в 1937 году была принята Конституция УАССР, именно здесь были созданы Союз писателей и союз художников Удмуртии. Кто только не выступал во Дворце культуры машиностроителей! Да вот хотя бы несколько строчек из письма великого артиста А.Н. Вертинского; письмо жене было написано им в Ижевске 13 февраля 1952 года: «Ситуация здесь не важная. Гостиница грязная. Номерок маленький и тусклый... Но это неважно. Это обычный фон моих поездок, жить можно где угодно. Городок этот стоит далеко от главной трассы, и к нему очень трудно было добираться с пересадками. А Дворец культуры такой, что в Москве нет! Роскошь! Люстры хрустальные, мрамор, зеркала, ковры! Сегодня вечером у меня первый концерт».

 

С северной стороны площади - бывший Дом правительства, когда-то 2-х этажное здание Военного собрания, построенное еще в середине ХIХ века. На нижнем этаже находились раньше казначейство, оружейная и ремесленная школы. Еще до революции все это здание освещалось электричеством — ведь здесь собиралась «белая косточка» - офицеры и инженеры. А после революции в здании по-хозяйски расположился городской Совет. Сейчас здесь разместились министерства, а в пристрое, вытянувшемся до самого Летнего сада - Удмуртский национальный  театр.

 

            Совет рабочих депутатов в Ижевске был создан еще в марте 1917 года после свержения в Петрограде царя. К 1917 году именно в Ижевске сложился крупнейший в Вятской губернии отряд пролетариата. Советская власть была установлена мирным путем раньше, чем где-либо в губернии, 27 октября 1917 года. Но ижевские рабочие в отличие от пролетариата Москвы, Петрограда, Баку и большинства других не уральских промышленных центров России были, как правило, потомственными, высококвалифицированными, высокооплачиваемыми рабочими. Еще с дерябинских времен завелась на Иже традиция, неведомая другим уральцам. Самые талантливые рабочие получали «царевы кафтаны» с золотым галуном. Награждали ими по распоряжению царя за технические усовершенствования и беспорочную службу Отечеству. Помимо кафтанов лучшие мастеровые награждались еще золотыми и серебряными медалями для ношения на шее. Основой основ коренных мастеровых с Ижа были свой дом, корова, покосы, лесные участки. Верхушка рабочего класса, «кафтанщики», держали оружейные, слесарные и ювелирные мастерские, дававшие побочный заработок.

 

Памятник «Ижевские кафтанщики» сегодня не только память, но и стилизованный образ всех ижевских оружейников. (Скульптор Павел Медведев). Торжественное открытие состоялось 4 августа 2008 года.

 

А за Собором Александра-Невского — последний островок старого Ижевска. Бывшие купеческие дома-магазины, стоящие сплошной стеной — очень популярным у покупателей всегда было это место — жаль терять даже метр драгоценной улицы. Что ни дом, то свой норов, свое лицо, одно у них общее — прошлое.

Дом № 70 — дом Чигвинцева. 80 лет назад здесь открылся первый книжный магазин.

Дом № 72 (магазин Бодалева). Редкий образец архитектуры модерна в Ижевске. В гражданскую здесь был штаб и арсенал батальона особого назначения. В 30-е годы — пединститут и театрально-художественное училище, в котором учились крупные удмуртские художники, актеры, режиссеры.

Дом № 78 - образец купеческого строительства в позднеклассическом стиле.

Дом № 80 - характерный образец объединения лавки (первый этаж) и жилья (второй этаж).

Дом № 86 - дом Оглоблина. Постройка с декором в формах классицизма.

Дом № 88 - лавка Оглоблина.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ryslan17121998 (12.10.2014)
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Гимн Удмуртской

Copyright Gymnasium №56 © 2024